Готовимся к новым ФГОС
29.03.2022
29.03.2022
Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и
ООО
Как
было |
Как
стало |
Способы,
которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО |
|
Требований к способам, с помощью
которых надо обеспечивать вариативность программ, не было |
Во ФГОС НОО и ООО
закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
школьников. Прописали три способа,
с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый
– в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы,
учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и
реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий
– можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии
с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО) |
Требования
к результатам освоения программы |
|
Требований было меньше |
Требования к результатам освоения
программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным,
метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ
религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным
результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО) |
Требования
к пояснительной записке |
|
Содержание пояснительной записки было
разным для НОО и ООО |
Теперь содержание пояснительной
записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников
образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной
деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО
понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно
описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных
планов (п. 31.1 ФГОС ООО) |
Требования
к рабочим программам |
|
Не было требований: к тематическому
планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому
планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных
образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме;
формам проведения внеурочных занятий |
Рабочие программы учебных предметов,
курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы
воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно
использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим
программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной
деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно
нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1
ФГОС ООО) |
Содержание
календарного плана воспитательной работы |
|
Ранее календарный план воспитательной
работы только упоминался в федеральных государственных образовательных
стандартах |
Указали, что в план нужно включать не
только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых
она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО) |
Перечень
обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей |
|
Деление предметов и курсов по предметным
областям было другим |
В предметной области «Математика и информатика»
появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра»,
«Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной
области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История»
включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную
область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной,
исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов
России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им
понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого
заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно |
Изучение
родного и второго иностранного языка на уровне ООО |
|
Включали в перечень обязательных
предметных областей и учебных предметов |
Теперь изучение родного и второго
иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия
в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе
не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС
ООО) |
Объем
часов аудиторной нагрузки |
|
ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум |
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 –
максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 –
максимум (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем
внеурочной деятельности на уровне НОО |
|
1350 часов |
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
Раздел включал: программу формирования
УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных
учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую
программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы |
На уровне НОО убрали программу
коррекционной работы и программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни (п.
31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД
указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы
нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили
рабочие программы учебных модулей (п.
32 ФГОС ООО) |
Особенности
обучения детей с ОВЗ |
|
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО
ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых |
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя
применять на уровне ООО. Адаптированные программы на уровне ООО
необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для
глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех
детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную
физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного
языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения
адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных
часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Использование
электронных средств обучения, дистанционных технологий |
|
Настолько подробных норм не было |
Зафиксировали право школы применять
различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии (п. 19
ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО).
Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно
обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем
доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО) |
Деление
учеников на группы |
|
Прямого регулирования не было, лишь
упоминали о групповых формах работы |
Зафиксировали, что образовательную
деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом
учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом
успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО) |
Требования
к программе формирования универсальных учебных действий |
|
Требований и норм было больше |
Для ООО прописали, что теперь нужно
формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого
развития общества (п. 32.2 ФГОС
ООО) |
Рабочая
программа воспитания |
|
Рабочая программа воспитания НОО
должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей
программы воспитания ООО было меньше требований |
Требования к рабочей программе
воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания
для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней
может быть (п. 31.3 ФГОС НОО).
Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной.
Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей
программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной
среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных
потребностей семей (п. 32.3 ФГОС
ООО) |
Информационно-образовательная
среда |
|
Для учеников в школьной библиотеке
надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям
медиаресурсов |
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной
среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение
всего периода обучения (п.34.3
ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
Оснащение
кабинетов |
|
Были общие требования к оснащению кабинетов.
Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной
деятельности, занятий музыкой |
Новые ФГОС ООО устанавливают
требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В
частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами
специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО) |
Обеспечение
учебниками |
|
Школа обязана обеспечить каждого
ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном
виде |
Школа обязана обеспечить каждого
ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно
можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3
ФГОС ООО) |
Психолого-педагогические
условия |
|
Требований было меньше |
В новых ФГОС акцентировали внимание на
социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали
порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений (п.
37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС
ООО) |
Повышение
квалификации |
|
Во ФГОС было требование, по которому
педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию
не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено,
что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз
в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет
указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2
ФГОС ООО) |
Частные
школы |
|
Частные школы могли получить бюджетные
средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды
расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей
частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета |
Частные и государственные школы,
которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом
объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО) |
Рабочие программы 5 класс по ФГОС третьего поколения
25.09.2022