АООП Вариант 3

Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) адаптированной основной общеобразовательной
программы.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми
обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии) адаптированной основной
общеобразовательной программой.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования базовых учебных действий у слепых обучающихся
с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии)
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно
развивающей области

-

2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
2.4. Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования (вариант 3.4.)
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

2

1.Целевой раздел
Адресность адаптированной основной образовательной программы:
слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями развития).
Адаптированная основнаяобразовательная программа для слепых
обучающихся (вариант 3.4) в соответствии с требованиями Стандарта содержит
три раздела: целевой, содержательный, и организационный. В программе учтены
психофизические особенности сданной категории учащихся.
АООП для слепых обучающихся (вариант 3.4) направлена на:
осуществление образовательного и коррекционного процессов, т.е. реализацию
федеральных государственных образовательных стандартов для детей с
патологией зрения;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации и
интеграции в общество;
обеспечение обучения, воспитания, коррекции вторичных отклонений в развитии
детей с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование
социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков,
обеспечивающих социальную адаптацию в обществе;
обеспечение условий для качественного обучения незрячих и слабовидящих
учащихся, всестороннего развития и раскрытия их способностей.
1.1.Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа для слепых детей
(обучение на дому) далее по тексту (АООП) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития.
Организацию обучения на дому регламентируют:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
(согласно п.10 ст.66 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
общеобразовательные организации, обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
организуется на дому).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

Приказ министерства образования Красноярского края «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
3

и муниципальной образовательной организации и родителей обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому
или в медицинских организациях» №48-11-04 от 26 августа 2015г.

Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Устав образовательной организации.

Положение об организации индивидуального обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья на дому МКОУ «Большемуртинская
средняя общеобразовательная школа №1».
Целью реализации АООП для слепых обучающихся с тяжелой умственной
отсталостью является создание условий выполнения требований Стандарта через

обеспечение
получения
качественного
образования
обучающимися, имеющими сочетание слепоты с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями
развития, далее ТМНР), что затрудняет формирование элементарных
способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и
навыками;

формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
образовательной организацией АООП для обучения на дому по индивидуальным
учебным планам предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение личностного развития слепого обучающегося с

умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР),
нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья;
содействие
максимально
возможному
достижению

планируемых результатов по освоению АООП (в соответствии с
индивидуальными возможностями обучающихся);

осуществление коррекционной работы, обеспечивающей
социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения
вторичных нарушений развития.

обеспечение обучающихся знаниями, способствующими не
только предметной подготовке, но и помогающими формированию
социального опыта и коррекции личности ребенка на основе
индивидуальных возрастных особенностей на этапе начального общего
образования;
В основе реализации АОП лежат личностно – ориентированный и
деятельностный подходы к обучению учащихся с ОВЗ, которые предполагают:

4


Оптимистический подход к ребенку и его будущему,
стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала
ребенка и умение максимально стимулировать его развитие.

Отношение к ученику как к субъекту собственной учебной
деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а по
собственному желанию и проявлять собственную активность.

Опора ни личностный смысл и интересы (познавательные и
социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и
развитию.
1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АООП
слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные
(примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и
индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. Стандарт
устанавливает требования к личностным, предполагающим осознание своей
принадлежности к определенному полу; освоение доступных социальных ролей;
формирование элементарных представлений о нравственных нормах и
общепринятых правилах поведения; предметным, связанным с овладением
обучающимися предметными областями и характеризующим достижения в
усвоении знаний и умений по учебным предметам, применении их в практической
деятельности (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся)
и с достижениями в коррекционно-развивающей области. Планируемые
личностные результаты могут отражать: осознание своей принадлежности к
определенному полу; осознание себя как «Я»; овладение начальными навыками
адаптации в окружающем мире; освоение доступных социальных ролей
(обучающегося, сына/дочери и др.); наличие элементарных представлений о
нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения,
эстетических чувств; развитие доброжелательности и сопереживания чувствам
других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях; сформированность элементарных представлений о
здоровом образе жизни; приобретение опыта безопасного поведения в быту и
природе.
Планируемые предметные результаты:
1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания
окружающего мира и личного опыта ребенка.
 Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
5

 Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
 Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
 Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
 Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
 Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
 использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
 пользование
индивидуальными
коммуникативными
тетрадями,
карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и
действий путем указания на изображение или передачи карточки с
изображением, либо другим доступным способом;
 общение
с
помощью
электронных
средств
коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
 Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
 Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму.
 Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
 Начальные навыки чтения и письма.

6

При обучении чтению и письму можно использовать содержание
соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант 1).
2. Математика.
2.1. Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
 Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
 Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
 Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность.
 Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
 Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
 Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах
10-ти.
 Умение обозначать арифметические действия знаками.
 Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько
единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих
возрасту житейских задач.
 Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться
карманными деньгами и т.д.
 Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
мерками и измерительными приборами.
 Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
 Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры,
автобуса, телефона и др.
 Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
3. Окружающий мир
3.1. Окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
 Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

7

 Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые
и др.).
 Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
 Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
 Интерес к объектам живой природы.
 Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
 Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними.
 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года.
 Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,
дней недели, месяцев в году и др.
3.2. Человек
1) Представление о себекак «Я»,осознание общности и различий «Я» от
других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
8

 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
3.3. Домоводство.
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
 Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи,
уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
 Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
 Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения
домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
 Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические
средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
3.4. Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека
 Интерес к объектам, созданным человеком.
 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель
и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях.
 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая
9

адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и
полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
 Умение находить друзей на основе личных симпатий.
 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности.
 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них.
 Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
 Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
 Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе),
месте проживания.
 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях
России.
4. Искусство
4.1. Музыка и движение.
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе
музыкальных
занятий,
игр,
музыкально-танцевальных,
вокальных
и
инструментальных выступлений.
 Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,
движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
 Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах.
 Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
10

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
 Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
 Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
 Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях, др.
4.2. Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
 Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
 Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
 Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
 Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности.
 Стремление к собственной творческой деятельности и умение
демонстрировать результаты работы.
 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
 Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми.
 Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
5. Технологии
5.1. Профильный труд.
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных
сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические
цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
 Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности, например: керамика,
батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание
и другие, с учетом особенностей региона.
 Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций,
несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
 Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
11

 Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и
уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины
и другие, с учетом особенностей региона.
 Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное
использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
 Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь
близким.
6. Физическая культура.
6.1. Адаптивная физкультура.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений.
 Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических
средств).
 Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
 Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости.
 Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
 Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП
Оценка результатов освоения слепыми с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в
развитии) АООП осуществляется индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых (в том числе и индивидуальных)
образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования
к оценке результатов обучения слепых с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
представляют собой оценку возможных достижений обучающихся данной
группы. В программе оценки учитывается следующее: При оценке результатов
данной группы обучающихся особое значение приобретает понимание того, что у
слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) могут возникать вполне
закономерные затруднения в освоении курсов коррекционноразвивающей
12

области, отдельных предметов и даже целых областей. Однако это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Основными принципами осуществления оценочной деятельности достижений
данной группой обучающихся выступают принципы индивидуального и
дифференцированного подходов. В процессе оценочной деятельности
необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического
состояния каждого обучающегося. В процессе предъявления оценочных заданий
они должны быть представлены в доступном слепым обучающимся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) виде. Формы выявления результативности обучения
должны быть вариативными в соответствии с индивидуальными особыми
потребностями обучающихся, рассматриваться в тесной связи с их практической
деятельностью.
В процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна быть
оказана необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер
(дополнительные словесные инструкции и уточнения, предъявление образца как
практической основы выполнения задания, выполнение задания по подражанию,
выполнение задания с использованием приема сопряженных или отраженных
действий). Особое значение при оценке результативности обучения слепых с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) имеет оценка степени
самостоятельности (самостоятельно, с помощью: значительной, частичной, по
образцу, по инструкции и др.) обучающегося при выполнении осваиваемых
действий, операций.
Выявление результативности обучения должно быть направлено не только
на определение актуального уровня развития обучающегося, но и «зоны
ближайшего развития», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного
развития», т.е. возможностей потенциального развития. В ряде случаев могут
оцениваться не личностные и предметные результаты, а сохранение
психоэмоционального статуса слепого обучающегося с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, что является свидетельством необходимости более
углубленного всестороннего и комплексного его обследования и введения
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося. Выявление
результатов должно создавать основу для необходимой корректировки
содержания образования с учетом особых индивидуальных образовательных
потребностей обучающегося.
В соответствии со Стандартом оценке освоения общих достижений
планируемых результатов АООП ООО подлежат личностные и предметные
результаты. Причем оцениваются возможные личностные и предметные
результаты, которые достигнуты слепыми обучающимися с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии). В связи с особыми образовательными потребностями
данной группы обучающихся оценку предметных результатов, связанных с
освоением знаний и умений из предметных областей, целесообразно начинать в
13

тот период, когда учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они
смогут ее организовывать под руководством учителя, когда они освоят начальные
навыки учебной деятельности.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии)
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных
сочетанием слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии), детерминирует наличие у
обучающихся наряду с общеобразовательными особых образовательных
потребностей, которые детерминируют необходимость:
-организация максимально раннего специального обучения, которое должно
начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений
развития; -учет потребности во введении специальных учебных предметов и
курсов коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании
образования обычно развивающегося ребенка;
-использование специальных методов и средств обучения, «обходных
путей», необходимых для обучающихся с учетом его индивидуальных
особенностей;
-потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой
пространственной временной и смысловой организации общеобразовательной
среды;
- потребность в максимальном расширении образовательного пространства
за пределами образовательной организации;
-потребность в пролонгированном обучении, выходящем за рамки
школьного возраста;
-потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со
стороны всех окружающих его людей;
-потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
-специальных психологов и педагогов, социальных работников,
специалистов здравоохранения, а также родителей обучающихся в процессе его
образования;
-специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие
компенсаторных процессов в условиях общеобразовательной организации и в
семье;
-формирование потребности в общении, овладении средствами
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
-формирование навыков самообслуживания и других практических умений,
способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
-развитие самостоятельности и большей независимости от близких
взрослых в повседневной жизни;
-обучение обучающихся использованию специальных технических средств,
способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения со
сверстниками и взрослыми;
14

-целенаправленное социальное, эмоциональное, познавательное, моторное
развитие обучающегося;
-организация обучения и воспитания: слепого обучающихся с остаточным
зрением, с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста
и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций,
возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений,
рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима
зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; слепых обучающихся с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии), имеющих тотальную слепоту или
светоощущение - возраста утраты зрения и времени жизнедеятельности в
условиях слепоты, режима тактильных и физических нагрузок; целенаправленное
развитие деятельности сохранных анализаторов, формирование компенсаторных
способов деятельности; профилактика вербализма и формализма знаний за счет
расширения,
обогащения
и
коррекции
сенсорных,
предметных
и
пространственных конкретных и обобщенных представлений; формирования
умений и навыков поэтапного обследования предметов; широкое использование
специальных приемов организации учебно-практической деятельности (работа по
инструкции, приёмы пошагового обучения и др.); обеспечение доступности
учебной информации для тактильного, слухового и зрительного (для слепых с
остаточным зрением) восприятия обучающимися; предъявление информации в
наглядно-образной
форме;
целенаправленное
развитие
мотивационнопотребностной сферы, речевой деятельности; коррекции нарушений в
двигательной сфере; нивелирование негативных и поведенческих проявлений и
профилактика их возникновения; целенаправленного формирования предпосылок
учебной деятельности, базовых учебных действий.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования базовых учебных действий у слепых
обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) у
слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) направлена на оптимизацию
возможности овладевать содержанием АООП обучающихся данной группы.
Функциями базовых учебных действий выступают: обеспечение слепому
обучающемуся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии) возможности освоения
основ учебной деятельности; создание условий для личностного развития
способностей, развития доступной самостоятельности для обеспечения усвоения
знаний, формирования умений, навыков в любой предметной области в
соответствии с АОП ООО; создание условий для овладения содержанием АОП
НОО; обеспечение обучающемуся слепому с умственной отсталостью
15

(умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в
развитии) возможности интеграции в учебно-познавательную среду сверстников;
обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на
формирование у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой,
глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями
в
развитии)личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
учебных действий.
Личностные базовые учебные действия: принятие роли обучающегося;
личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и
индивидуальных потребностей; понимание значения собственного учения;
ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие
образца «хорошего ученика»; формирование элементарных представлений о
картине мира; формирование чувства любви к своей семье, учителю; ориентация
на самостоятельность и социально-бытовую независимость; здоровьесберегающее
поведение ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения
соответствия общепризнанным нормам.
Регулятивные базовые учебные действия: умение выполнять инструкции
учителя; умение выполнять действия по образцу и по подражанию; умение
выполнять задание в течение определенного периода времени от начала до конца;
использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь
для решения и достижения результата учебной деятельности.
Познавательные базовые учебные действия: построение адекватного
учебной ситуации речевого высказывания в устной форме; выбор способов
решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация
практического действия; чтение, умение слушать учебные тексты; освоение
элементарных общих понятий. Коммуникативные базовые учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог; умение задавать; умение взаимодействовать
с партнерами в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой»; умение
выражать свои мысли; владение правильной монологической и диалогической
речью.
Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач
общекультурного, ценностно¬-личностного, познавательного развития слепых
обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии), реализуется в рамках
целостного образовательного процесса в процессе изучения системы учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной
и внешкольной деятельности. Формирование базовых учебных действий
осуществляется на таких предметах как «Русский язык», «Чтение»,
«Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир»,
«Музыка», и на коррекционно-развивающих курсах, таких как «Ритмика»,
«Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические
действия», «Социально-бытовая ориентировка», «Основы пространственной
16

ориентировки»,
«Социально-коммуникативное
развитие».
Планируемые
результаты формирования базовых учебных действий. Слепой с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) имеет возможность формирования ряда базовых
учебных действий: освоение роли ученика; освоение опыта учебного поведения;
овладение умениями: вступать в контакт; слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию; выполнять инструкции учителя; формирование умения
выполнять действие по образцу и по подражанию; сформированность умения
выполнять задание от начала до конца; самостоятельно переходить от одного
заданию к другому. Решение поставленных задач происходит в рамках всех
учебных
предметов,
курсов
коррекционно-развивающей
области,
индивидуальных коррекционных занятий.
2.2. Программа отдельных учебных предметов.
В данном разделе АООП для слепых обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) приводится основное содержание учебных предметов.
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация
Обучение грамоте
Подготовка к усвоению грамоты
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие
слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование
произносительной
стороны
речи.
Формирование
первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова
− «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на
части. Выделение на слух некоторых звуков.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных представлений и ориентировки на плоскости листа, колодке шеститочия. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение
гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных
словесных инструкций.
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для повседневного
общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту,
полученному на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звука в слове. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в
простых словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и при собственном
произношении.
17

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ простых слов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и
открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с
учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на колодке шеститочия. Овладение
умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Практическое
усвоение
некоторых
грамматических
умений
и
орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий
людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных
после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после
проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и
сверстников. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших
по объему текстов с опорой на вопросы учителя и рельефный иллюстративный
материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию рельефных сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Фонетика, графика, грамматика, правописание и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и
согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные
парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение.
Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Грамматика и правописание. Слово. Слова, обозначающие название
предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на
вопрос кто? и что?, расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи,
мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.

18

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова-друзья». «Слова-враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его
названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал?
что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета
по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих
цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть
родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки
предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Составление предложений по вопросам, по теме,
по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную
рельефную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями.
Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к рельефным картинкам. Выбор
заголовка к тексту из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста».
Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких
рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших
по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам.
Чтение
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка,
былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей
о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной
природе, об отношении человека к природе, животным, труду, друг к другу; о
жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
19

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, считалки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на
чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Овладение умениями и навыками чтения с использованием
рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках
препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на
рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную
страницу, строку, букву, клетку прибора; уметь правильно размещать на парте
учебные принадлежности; уметь работать с рассыпной кассой, раскладывать и
составлять в слова буквы из разрезной азбуки и рельефные схемы слов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной
мысли произведения под руководством учителя.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения.
Устная речь
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание
литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.
Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление
диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания.
Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.
Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания,
выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и
письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных
форм общения в различных речевых ситуациях.
Математика.
Математические представления
Временные представления. Определение временного промежутка («сейчас»,
«вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий.
Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств
20

(без пересчета, с пересчетом).Расположение предметов на плоскости в заданном
по отношении друг к другу положении и словесное обозначение местоположения
предметов на плоскости (на парте, на рельефных рисунках) и в пространстве (в
классе).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества,
уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет
предметов (в доступных пределах). Освоение математических знаков по системе
Л. Брайля. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела
между цифрами, знака цифры. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с
количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя
другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц.
Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических
действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине. Умение различать и сравнивать предметы по
цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Различение по
величине однородных и разнородных предметов. Соотнесение величины
предмета с названием. Сравнение предметов по величине. Составление
упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине
однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.
Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по
высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение
с помощью мерки.
Представление о форме. Представление о геометрических телах. Различение
геометрических тел (шар, куб, брус). Соотнесение геометрического тела с
геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, брус– прямоугольник).
Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.
Рисование геометрической фигуры на приборе «Графика» (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг).
Пространственные представления. Ориентировка на схеме тела, в
пространстве и на плоскости. Пространственные представления (верх- низ,
впереди-сзади, право-лево). Определение месторасположения предметов в
пространстве (близко, около, рядом, далеко, сверху, снизу, спереди, сзади, справа,
слева). Перемещение в пространстве в заданном направлении (вверх, вниз,
вперёд, назад, вправо, влево). Ориентация на плоскости (верх, низ, середина,
правая сторона, левая сторона). Составление предмета из двух и нескольких
частей. Составление ряда из предметов. Определение месторасположения
предметов в ряду.
Окружающий мир
Развитие речи и окружающий мир
Развитие способности узнавать предметы и объекты постоянного
окружения, обследовать их с помощью осязания и всех сохранных анализаторов.
Растительный мир. Представление о растениях (дерево, куст, трава).
Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Представление о
21

фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша). Представление об
овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла).
Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник).
Представление о грибах (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка).
Представление о цветах (астра, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион).
Представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в
жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении).
Представление о зерновых культурах (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, горох,
фасоль). Представление о значении растений в жизни человека, сборе урожая
овощей, фруктов, ягод, грибов, способах переработки (изготовление сока,
варенья, джема; варка, жарка, засол и др.).
Животный мир. Представление о домашних животных (корова, свинья,
лошадь, коза, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк,
медведь, лось). Представление о птицах: домашних птицах (курица, петух, утка);
перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел); водоплавающих
птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбах (сом, окунь, щука).
Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей). Представление о
морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, осьминог). Представление о
значении животных в жизни человека (источник питания, изготовление одежды и
др.).
Объекты природы. Представление о почве, воде, воздухе, огне, земле и
небе. Представление о реке, водоеме. Представление о лесе, луге. Представление
о формах земной поверхности, об изображении земной поверхности на рельефной
карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит) с учетом
местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в
жизни человека.
Временные представления. Представление о частях суток, о неделе, о годе.
Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о
сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер).
Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в
контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Человек. Представления о себе. Идентификация себя со своим имением,
своей половой принадлежностью (как мальчика или девочки). Представление о
частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека.
Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и
правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения.
Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и
фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Умение рассказать о себе.
Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление
о профессиональной деятельности членов семьи. Умение рассказать о своей
семье.
Соблюдение правил безопасного поведения в помещении и на улице.
22

Традиции, обычаи. Представление о празднике. Представления о школьных
традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др.,
участие в школьных мероприятиях. Представления о традициях, праздниках.
Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о
некоторых значимых исторических событиях России. Представление о
выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о
выдающихся людях мира.
Технология
Ручной труд
Знакомство с различными материалами. Тактильно - осязательное
восприятие различных материалов (бумага, картон, древесина, текстиль,
пластмасса, природные материалы) и нахождение их в предметах постоянного
окружения.
Лепка. Узнавание пластичных материалов: различение пластичных
материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы
с пластичными материалами.
Подготовка материала к работе: разминание пластилина, теста, глины.
Приемы работы с пластической массой:
деление на части (отрывание, откручивание, отщипывание кусочка
материала от целого куска);
размазывание материала (размазывание пластилина по шаблону, внутри
контура);
приемы лепки (катание колбаски,
шарика; получение формы путем
выдавливания формочкой, вдавливание, раскатывание в ладонях и на подставке);
видоизменение формы (сгибание колбаски в кольцо; закручивание в жгутик;
плетение из 2-х - 3-х колбасок; проделывание отверстия в детали; расплющивание
материала на доске, между ладонями, между пальцами; скручивание колбаски,
лепешки, полоски; защипывание краев детали;
соединение деталей разными способами (прижатием, примазыванием,
прищипыванием).
Лепка простейших объектов по образцу.
Приемы работы с бумагой и картоном: Сминание бумаги. Разрывание
бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей
поверхности, части поверхности). Выкалывание грифелем по контуру трафарета,
шаблона.
Составление предметной аппликации. Сборка изображения по рельефному
образцу из готовых деталей. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения
объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации
(заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
23

Работа с текстильными материалами. Резание, сшивание тканей.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки текстильных
материалов. Правила техники безопасности при работе с ними. Виды тканей.
Определение разных видов текстильных материалов посредством тактильно осязательного восприятия.
Ознакомление с древесиной. Использование осязания, обоняния слуха,
остаточного зрения для ознакомления с древесиной, ее признаками и свойствами.
Использование древесины в быту. Ознакомление с приемами и способами
обработки древесины.
Окружающий мир
Окружающий социальный мир
Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Правила
личной гигиены мальчиков и девочек. Гигиенические правила поведения в местах
общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами,
зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.
Одежда. Назначение разных видов одежды. Виды одежды. Одежда по
сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Лицевая и изнаночная стороны одежды.
Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки. Виды
тканей, из которых шьют одежду. Представления о видах труда по уходу за
одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на
платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и
глажение. Чистика одежды щеткой по плану: воротник, лацканы, низ изделия, все
изделие целиком. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в
соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за
столом, правил личной гигиены.
Обувь. Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли,
холода, воды, грязи, травм; украшает человека. Различные предметы обуви. Обувь
по сезону. Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Виды
труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за
обувью.
Питание. Основные продукты питания: название, чем отличаются по вкусу,
запаху, консистенции. Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные,
рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные.
Вкус, запах, тактильные
ощущения. Мытье овощей, фруктов, ягод. Приготовление простейших блюд.
Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание
хлеба. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой, вилкой.
Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Культура поведения. Соблюдение правил поведения в повседневной жизни
и в общественных местах. Нормы и правила общения со взрослыми и
сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование
в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании
со сверстниками и взрослыми.

24

2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни.
Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни, являясь составной частью воспитательного процесса слепых и
слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на начальной ступени образования, опирается не общие
(систематичность, непрерывность, междисциплинарность, преемственность
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности) и специальные (учет особых
образовательных потребностей, учет состояния зрительных функций, опора на
сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой
на компенсаторные возможности обучающихся, необходимость соблюдать
офтальмо-гигиенические рекомендации) принципы. Программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени
начального общего образования сформирована с учетом факторов, оказывающих
негативное влияние на состояние здоровья обучающихся. Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
нацелена на развитие стремления у слепых обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) вести здоровый образ жизни и бережно относится к
природе. Программа реализуется в тесной взаимосвязи с учебными предметами и
курсами коррекционно- развивающей области.
2.4. Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на
социальную адаптацию обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)и
должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей данной группы обучающихся;
- реализацию коррекционно-развивающей области;
- осуществление психологической и медицинской поддержки с учетом особых оразовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
- мониторинг достижений обучающихся в овладении специальными знаниями,
умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности;
- корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов
мониторинга;
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по
вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в
развитии).
Задачи программы:

25

1. своевременное выявление трудностей социально-средовой адаптации
обучающихся в образовательном пространстве;
2. определение особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии);
3. повышение возможностей слепого обучающегося с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в
развитии) в освоении АООП ООО;
4. реализация системы мероприятий по предметно-пространственной и
социальной адаптации слепого обучающегося с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в
развитии) в образовательной организации;
5. оказание родителям (законным представителям) слепых обучающихся с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми
множественными нарушениями в развитии) консультативной и методической
помощи по вопросам их обучения и воспитания.
3. Организационный раздел
3.1.Учебный план
Учебный план составлен на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(стандарты для детей с ОВЗ), утвержденных приказом Минобрнауки России.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, АООП слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиНом.
На ступени начального общего образования формирование базовых учебных
действий осуществляется на таких предметах как «Письмо и развитие речи»,
«Чтение и развитие речи», «Математика», «Окружающий мир», «Ручной труд»,
«Социально-бытовая ориентировка».
Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного
развития. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные
навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения,
контроля над своим поведением. Поэтому в учебный план включены предметы
«Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», которые вырабатывают
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях; умение использовать устную речь (в соответствии с
индивидуальными возможностями); обогащают словарь (умение называть
предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные
26

проявления окружающих). В связи с этим добавлен 1 час на изучение предмета
«Письмо и развитие речи».
Предмет
«Социально
бытовое
ориентирование»
способствует
формированию навыков самообслуживания и других практических умений,
способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни.
«Математика» помогает в освоении элементарных математических
представлениях о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных
обучающемуся пределах); использовать математические знания при решении
соответствующих возрасту бытовых задачи т.д.
Предмет «Окружающий мир» способствует проявлению интереса к
окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой
природы. Также формирует представление об окружающих людях, социальных
ролях людей, входящих в ближайшее окружение; понимание своей
половозрастной общности с другими и отличие от других.
Занятия по предмету «Ручной труд» помогают в овладении действиями с
предметами, объектами; развитии потребности в выполнении практических
действий; освоении опыта использования трудовых умений в практической
деятельности.
Обучение осуществляется на дому в пределах часов, предусмотренных
Министерством образования, по предметам, входящим в учебный план
учреждении, по согласованию с родителями и решению администрации ОУ.
Занятия на дому проводятся в первой половине дня. Начало и
продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со
сроками, действующими для школы. Продолжительность учебного года в 2-9
классе составляет 34 недели, 1, 9 – 33 недели.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин.
Перемены между занятиями 10 – 20 минут.
Предметные области
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир.

Искусство

Учебные предметы
5
6
1.Обязательная часть
Речь и
2
2
альтернативная
коммуникация.
Математические
2
2
представления.
Окружающий
1
1
природный мир.
Человек.
Домоводство.
Окружающий
0,5
0,5
социальный мир.
Музыка и
1
1
движение.
Изобразительная
1
1
деятельность.
27

Классы
7

Всего
8

9

2

2

2

10

2

2

2

10

1

3

1
0,5

1
0,5

1
0,5

1

1

1

1

4
2
2,5
5
3

Физическая культура

Адаптивная
0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
физкультура.
Технология
Профильный труд.
1
Итого
8
8
8
8
8
2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия
Занятия с
1
1
1
1
1
логопедом
Занятия с
1
1
1
1
1
дефектологом
Итого
2
2
2
2
2
Всего 10
10
10
10
10

2,5
1
40

5
5
10
50

3.2. Система условий реализации АООП слепых обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениями в развитии).
Кадровое обеспечение
№ Ф.И.О.
Педагогический
педагога
стаж
1. Гриц
23,6 года
Татьяна
Ивановна

Категория

Повышение квалификации

Без
категории

Курсы переподготовки по теме
«Специальное
(дефектологическое
образование:
олигофренопедагогика
и
олигофренопсихологи»,
Курсы
«Современные
коррекционные технологии в
работе
воспитателя,
социального
педагога,
работающего с детьми ОВЗ»,
курсы «Организация социально
-реабилитационного
и
психолого-педагогического
сопровождения
детей
дошкольного возраста с ОВЗ»

Финансовые условия реализации АОП
Индивидуальное обучение на дому предоставляется бесплатно в объеме 8 часов в
неделю. Учителям оплата включается в тарификацию.

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».